Происхождение Дерегезских ханов (П. М. Власов, 1893)

Происхождение Дерегезских ханов





Еще в Козгане я получил уведомление от нашего агента в Дерегезе о том, что брат Дерегезского правителя, Кар-гузар Дерегеза и персидский инженер, присланный нарочно из Мешеда, ожидают меня в персидской деревне Шильган, как для встречи, так равно и для рассмотрения спорных вопросов о посевах, произведенных персиянами на нашей, а нашими туркменами на персидской территории.
Имея в виду заявление Атекского пристава, приведенное выше, я предпочел избрать ближайший путь через горы к административному центру Дерегеза г. Мамед-Абаду и, выехав 18 числа из Козгана, прибыл туда в тот же день. Тотчас же по прибытии моем явился от правителя Феррат Баши с приветствием и обычными сладостями.
На другой день рано утром я принял правителя, явившегося ко мне в мундире с свитою из трех человек и в сопровождении человек 30 грязных и оборванных феррашей.
Выразив сожаление как по поводу того, что он не мог встретить меня лично и с должным почетом, так равно и того, что я остановился не в приготовленном им для меня помещении, правитель представил мне свою свиту, состоящую из дяди его и помощника по управлению краем Хаджи Ханлар Али, брата — правителя Ноухандана Сары Хан Али и начальника местной телеграфной станции.

На вопрос мой, с каких пор предки его поселились в Дерегезе, правитель ответил: "лет 200 тому назад родоначальник племени Чаушли, мой главный предок, переселился сюда со своим племенем из Бухарского Карши и с тех пор Дерегез составлял нашу собственность". Выразив благодарность русскому правительству за умиротворение Ахал-Текинского оазиса, правитель продолжал: "теперь только мы можем свободно дышать и спокойно заниматься нашими делами, до 1880 же года все дерегезцы, способные носить оружие, были воинами и находились постоянно под страхом грозных набегов туркмен, почему не могли заниматься земледелием и другими отраслями сельского хозяйства и развивать экономические силы этого богатого края; до 2500 воинов стояли всегда наготове для защиты своих семей, скудного имущества, состоящего из немногочисленных стад крупного и мелкого рогатого скота, и бедных жилищ своих. До сего времени торговля Дерегеза находится лишь в зачатке своего развития и ведется не местными жителями, совсем еще незнакомыми с торговыми приемами, а приезжими из Мешеда евреями джедидами (принявшими мусульманство) или кучанцами". В заключение своей речи правитель не утерпел, чтобы не высказать и своего сожаления о минувшем времени, по его словам хотя и тревожном но и не безвыгодном, доставлявшем ему, до занятия нами Закаспийской области, ежегодно до 50-100 тыс. туманов дохода, извлекавшегося из набегов на туркмен ахальцев.



Извлечение из отчета П. М. Власова о поездке в 1892 г. по северным округам Хорасана: Серахскому, Келатскому, Дерегезскому, Кучанскому и Буджнурдскому. Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии. Вып. [52] (1893)

No comments:

Post a Comment